Содержание
- 1 Назначение приборов безопасности подъемника — Портал по безопасности
- 2 25-02 ТК «Технологическая карта на использование автомобильных гидравлических подъемников при производстве фасадных работ»
- 3 Системы безопасности подъемников и обеспечение безопасной работы с ними
- 3.1 Что должны знать сотрудники?
- 3.2 Приборы безопасности подъемника – это первое!
- 3.3 Полный перечень для осведомленного сотрудника
- 3.4 В чем опасность выполнения работ при использовании подъемника
- 3.5 Когда подъемник нельзя допускать к работе
- 3.6 Как нужно работать в зоне ЛЭП
- 3.7 Безопасность рабочего в люльке
Назначение приборов безопасности подъемника — Портал по безопасности
Глава 1. Общие требования безопасности
Глава 2. Требования безопасности перед началом работы
Глава 3. Требования безопасности во время работы
Глава 4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
Глава 5. Требования безопасности по окончании работы
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Межотраслевая типовая инструкция по охране труда для работников, выполняющих работы из люльки подъемника (далее — Инструкция), устанавливает общие требования безопасности для работников, выполняющих строительно-монтажные, ремонтно-строительные и другие работы из люльки (рабочей платформы) самоходных (автомобильных, на специальном шасси, пневмоколесных, тракторных, гусеничных), железнодорожных, прицепных подъемников и вышек (далее — подъемники).
2. Работники, выполняющие работы из люльки подъемника (далее — работники), помимо требований настоящей Инструкции обязаны также соблюдать требования безопасности, изложенные в инструкциях по охране труда для соответствующих профессий и видов работ.
3. К работе из люльки подъемника допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию по профессии (специальности), прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр, обучение безопасным методам и приемам работы, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда в объеме требований, соблюдение которых входит в их квалификационные (должностные) обязанности.
4. Допуск работников к самостоятельной работе из люльки подъемника осуществляется руководителем организации (ответственным лицом за безопасное производство работ подъемниками) и оформляется приказом (распоряжением) или записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда.
5. Управление подъемником с пульта управления, находящегося в люльке подъемника, может осуществлять только работник, прошедший в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам работы и проверку знаний по вопросам охраны труда, имеющий соответствующую запись в удостоверении по охране труда.
6. При выполнении работ из люльки двумя работниками один из них назначается старшим.
7. Работники обеспечиваются защитными касками, предохранительными поясами, испытанными в установленном порядке, другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами для конкретных профессий и производимых работ.
8. Работники должны быть обеспечены ящиком или сумкой для инструмента.
9.
В процессе работы на работников возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов: повышенная запыленность, загазованность, влажность воздуха рабочей зоны; повышенная скорость ветра в рабочей зоне подъемника; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; стесненные условия работы; повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте; недостаточная освещенность рабочей зоны; расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола); повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; движущийся подъемник и его рабочие органы; падение подъемника, предметов и грузов.
10. Работники обязаны:
- соблюдать требования охраны труда, правила внутреннего трудового распорядка;
- знать и выполнять: требования настоящей Инструкции; безопасные приемы работы, установленные в проектах производства работ, технологических картах, инструкциях по охране труда для конкретных профессий и видов выполняемых работ; мероприятия, предусмотренные нарядом-допуском;
- знать: технические характеристики эксплуатируемого подъемника (максимальную высоту подъема, грузоподъемность, наибольший вылет стрелы и другое); назначение механизмов и приборов безопасности подъемника, факторы, влияющие на устойчивость подъемника и причины потери устойчивости; установленный порядок обмена сигналами согласно приложению к настоящей Инструкции; порядок действий при пожаре, уметь применять первичные средства пожаротушения;
- выполнять указания ответственного лица за безопасное производство работ подъемниками;
- уметь оказывать первую помощь потерпевшему при несчастном случае;
- знать и соблюдать правила личной гигиены;
- сообщать ответственному лицу за безопасное производство работ подъемниками или вышестоящему руководителю обо всех происшедших несчастных случаях на производстве, о ситуациях, которые создают угрозу для жизни и здоровья окружающих людей, или об ухудшении состояния своего здоровья;
- правильно использовать предоставленные им средства индивидуальной защиты, а в случаях их отсутствия ставить в известность об этом ответственное лицо за безопасное производство работ подъемниками (непосредственного руководителя).
11. При выполнении работ из люльки подъемника на пожароопасных и взрывоопасных объектах работники обязаны соблюдать установленный порядок ведения работ и действий в случаях аварий на данных объектах.
12. Работникам запрещается производить работы, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные или токсические вещества на рабочем месте или в рабочее время. Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.
13. Работники обязаны отказаться от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья их и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении им средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда.
14. За нарушения требований настоящей Инструкции работники привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 2
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
15. Перед началом выполнения работ работники обязаны:
- надеть специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты с учетом характера производимых работ;
- получить задание от ответственного лица за безопасное производство работ;
- при выполнении строительно-монтажных, ремонтно-строительных работ ознакомиться с проектом производства работ, технологической картой под роспись;
- получить наряд-допуск на проведение работ, требующих осуществления организационных и технических мероприятий, а также постоянного контроля за их производством, пройти целевой инструктаж по охране труда;
- проверить совместно с машинистом исправность системы аварийного опускания люльки, ограждения и настила люльки. При необходимости настил люльки очистить и освободить от посторонних предметов.
16. Перед началом выполнения работы работники обязаны убедиться, что:
- рабочая площадка, на которую установлен подъемник, спланирована; основание площадки выровнено и уплотнено (при необходимости); подъемник находится вне зоны случайного падения предметов с высоты и установлен на все выносные опоры (при их наличии);
- расстояние между поворотной частью подъемника при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами (оборудованием) не менее 1 м;
- при установке подъемника в охранной зоне воздушной линии электропередачи люлька подъемника при выдвижении находится на безопасном расстоянии от проводов;
- установка подъемника вблизи выемки (котлована, траншеи, канавы) с неукрепленными откосами произведена за пределами призмы обрушения грунта;
- рабочая зона подъемника достаточно освещена;
- опасная зона обозначена сигнальным ограждением и (или) знаками безопасности и в ней отсутствуют посторонние лица.
17. Вход в люльку работников допускается только при установке ее в положение «посадка». Войдя в люльку, работники обязаны закрыть вход в нее на запорное устройство, закрепиться стропом предохранительного пояса за предусмотренное конструкцией подъемника для этой цели устройство (ограждение люльки) и подать сигнал машинисту о готовности к подъему на необходимую высоту.
ГЛАВА 3
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
18. Во время работы работник обязан:
- входить и выходить из люльки только при полной остановке подъемника в положении «посадка». При использовании люльки подъемника как средства доставки работника для выполнения работ в зоне обслуживания работнику разрешается выходить из люльки при соблюдении мер безопасности, изложенных в проекте производства работ, в технологической карте, и под руководством ответственного лица за безопасное производство работ подъемниками;
- работать стоя на настиле люльки;
- поддерживать непрерывно связь с машинистом при подъеме люльки до 10 м — голосом, от 10 до 22 м — знаковой сигнализацией, более 22 м — радиотелефонной связью (переговорным устройством);
- следить, чтобы масса груза в люльке не превышала установленную организацией — изготовителем подъемника величину;
- пользоваться аварийным остановом двигателя только в аварийных (экстренных) случаях;
- прекратить работу при выходе из строя (поломке) приборов безопасности, а также получив сигнал машиниста (сигнальщика) о прекращении работы;
- следить за безопасным перемещением люльки и в случае опасности сигнализировать машинисту или произвести остановку люльки с установленного в ней пульта управления;
- производить работы по наряду-допуску при установке подъемника на расстоянии 30 м (40 м — для линий напряжением 750 кВ) и менее от выдвижной части подъемника в любом ее положении, а также от люльки до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи напряжением более 42 В;
- использовать инструмент с соблюдением мер безопасности, исключающих его падение.
19. Работникам запрещается:
- производить работы из люльки при скорости ветра 10 м/с и более с подъемом люльки на высоту 10 м и более, грозе, сильном дожде, тумане и снегопаде, когда видимость затруднена, а также при температуре окружающей среды, ниже указанной организацией — изготовителем подъемника;
- садиться или вставать на перила люльки, устанавливать на пол люльки предметы для увеличения высоты зоны работы, перевешиваться за ограждение люльки;
- сбрасывать из люльки, находящейся на высоте, инструменты, приспособления и грузы;
- находиться в люльке при перемещении подъемника из одного места на другое, если это не предусмотрено эксплуатационными документами;
- производство работ без применения защитных касок, предохранительных поясов, других необходимых с учетом характера производимых работ средств индивидуальной защиты.
20. Во время работы, при подъеме и опускании люльки вход в нее должен быть закрыт на запорное устройство.
Источник: https://sivcomsks.com/naznachenie-priborov-bezopasnosti-podemnika/
25-02 ТК «Технологическая карта на использование автомобильных гидравлических подъемников при производстве фасадных работ»
Открытое акционерное обществоПроектно-конструкторский и технологический институт промышленного строительства ОАО ПКТИпромстрой |
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор, к.т.н.
____________ С.Ю. Едличка
«24» августа 2002 г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯКАРТА НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ПОДЪЕМНИКОВ
ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ФАСАДНЫХ РАБОТ
25-02 ТК
Главный инженер
_________________ А.В. Колобов
Начальник отдела
_________________ Б.И. Бычковский
2002
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Технологическая карта разработана на производство работ с автомобильных подъемников, используемых для устройства рабочего места на высоте, при выполнении следующих операций:
— частичный ремонт кирпичной кладки;
— ремонтное оштукатуривание и окраска отдельных участков фасадов;
— ремонт и замена водостоков, карнизов, антенн;
— установка и замена наружных блоков кондиционеров;
— установка и замена рекламных щитов и вывесок;
— остекление;
— прокладка и замена электрокабелей.
1.2 В карте предусматривается перемещение людей с инструментами и материалами в люльке подъемника и проведение работ в пределах зоны обслуживания.
1.3 Для выполнения вышеперечисленных работ на высоте могут быть использованы отечественные автомобильные подъемники АГП-12.02 (hп = 12,0 м), АГП-18.04 (hп = 18,0 м), ВС-18-МС (hп = 18 м), АГП-22.04 (hп = 22,0 м), ВС-22-МС (hп = 22,0 м), АГП-28 (hп = 28 м), ПМС-328 (hп = 28,0 м), а также зарубежные «BRONTO SKYLIFT» NS30-3LW (hп = 31,5 м), «BRONTO SKYLIFT» 330-3 (hп = 31,5 м) с грузоподъемностью люльки от 200 до 350 кг, технические характеристики которых приведены в таблице 1*.
* Более подробно характеристики подъемников см. «Автомобильные подъемники и вышки. Каталог», ОАО ПКТИпромстрой, 2001 г.
1.4 При использовании подъемников других типов и марок они должны быть привязаны к конкретным работам по их габаритам и грузовысотным характеристикам.
Таблица 1— Основные технические данные и характеристики автомобильных подъемников
Технические характеристики | Ед. изм. | Гидравлические подъемники на базе автомобиля | |||||||||
АГП-12.02 | АГП-18.04 | ВС-18-МС | АГП-22.04 | ВС-22-МС | АГП-28 | ПМС-328 | BRONTO SKYLIFT NS30-3LW | BRONTO SKYLIFT 330-3 | |||
ГАЗ-53-12 | ГАЗ-53А ЗИЛ-130 | ГАЗ-3307 ЗИЛ-432902 ЗИЛ-131 | ГАЗ-52-03 | ЗИЛ-130 | ЗИЛ-130 | ЗИЛ-133Г | МАЗ-5337 УРАЛ-4320-1921-30 | КАМАЗ-53213 | КАМАЗ-53213 | ||
Наибольшая рабочая высота подъема | м | 12 | 12 | 18 | 18 | 22 | 22 | 28 | 28 | 31,5 | 31,5 |
Грузоподъемность люльки | кг | 250 | 200 | 200 | 250 | 300 | 250 | 300 | 250 | 350 | 350 |
Наибольший вылет люльки | м | 9,8 | 9,0 | 10 | 8,0 | 10,5 | 9,5 | 13,5 | 13,8 | 18,5 | 18,4 |
Угол: поворота стрелы в плане | град | 360 | 360 | 360 | 360 | 360 | 360 | 360 | 360 | ||
подъема нижнего колена | 80 | 85 | 80 | 85 | 85 | ||||||
подъема среднего колена | — | 165 | 160 | 165 | 165 | ||||||
поворота верхнего колена | 190 | 145 | 120 | 160 | 160 | ||||||
Время подъема люльки на наибольшую высоту | с | 85 | 200 | 100 | 120 | 140 | 160 | ||||
Наибольшая частота вращения поворотной части | об/мин | 1 | 0,5 | 1 | 0,5 | 0,37 | |||||
Диапазон температур окружающего воздуха | °С | -40 … +40 | -40 … +40 | -40 … +40 | -40 … +40 | -40 … +40 | -40 … +40 | -40 … +40 | -40 … +40 | -40 … +40 | |
Допустимая скорость ветра (на высоте 10 м) | м/с | не более 10 | 10 | не более 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | ||
Допустимый уклон площадки для установки подъемника | град | 1 | 3 | ||||||||
Наибольшая скорость передвижения по дорогам: | км/ч | ||||||||||
грунтовым | 30 | 30 | |||||||||
с твердым покрытием | 50 | 50 | 50 | 50 | |||||||
на поворотах | 20 |
2 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Источник: http://www.tehlit.ru/1lib_norma_doc/45/45172/index.htm
Устройства и приборы безопасности подъемников
Ограничители вертикального перемещения предназначены для отключения механизма подъема груза при достижении грузонесу-щим органом соответствующего крайнего положения по высоте. Конструкция ограничителей зависит от наличия в местах остановки грузонесущего органа подвода необходимых электрических цепей управления.
В месте подхода электрической цепи на одном из узлов подъемника устанавливают конечный выключатель (или два дублирующих выключателя), а на другом узле подъемника, находящемся в соответствующем крайнем положении напротив узла, на котором находится конечный выключатель,— выключающую линейку (или две линейки), упор.
Например, на грузопассажирском мачтовом подъемнике, к кабине которого подведен кабель, присоединенный к системе управления, на грузонесущем органе устанавливают по два конечных выключателя, ограничивающих его вертикальное перемещение вверх или вниз, а на мачте — соответствующие линейки. Если электрические цепи прокладывают вдоль мачты (шахты), на этих мачтах (шахтах) ставят конечные выключатели, а выключающие линейки (упоры) — на грузонесущих органах.
Вместо конечного выключателя допускается применять один выключатель главного тока.
Если электрические цепи подводятся лишь к месту крайней нижней остановки грузонесущего органа, то вдоль мачты (шахты) натягивают сигнальный канат (рис. 39), нижний конец которого связан с подпружинным рычагом, а верхний закреплен на мачте (шахте). На канате в крайнем верхнем и нижнем положениях размещают два фиксатора, в местах требуемой остановки грузонесущего органа. При наезде фиксатора на упор грузонесущего органа натягивается канат, который поворачивает подпружиненный рычаг, отключая связанный с ним конечный выключатель. Существует несколько разновидностей такого устройства.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Ограничитель горизонтального перемещения грузонесущего органа (устанавливают на грузовых подъемниках, оборудованных устройствами для подачи груза в проем здания) предназначен для отключения механизма подъема груза при введении в проем грузонесущего органа и механизма горизонтального перемещения грузонесущего органа при достижении им одного из крайних положений (в механизмах с электроприводом).
Рис. 39. Предохранительное устройство с сигнальным канатом для ограничения вертикального перемещения грузонесущего органа: 1, 4 — блоки, 2 — подпружиненный рычаг, 3 — фиксатор нижнего положения, 5 — кронштейн на верху мачты, 6 — фиксатор верхнего положения, 7 — конечный выключатель, 8 — канат
Конструкция устройства также зависит от наличия на грузонесущем органе электропитания. При наличии питания на выдвижном (поворотном) элементе устанавливают выключающие линейки, а на стационарном — конечные выключатели, ограничивающие движение по горизонтали в обе стороны.
Рис. 40. Предохранительное устройство для ограничения горизонтального перемещения грузонесущего органа:
а — с поворотной вилкой, б — с блокирующим рычагом; 1 — фиксатор, 2 — сигнальный канат, 3— упор вилки, 4 — направляющая выдвижной платформы, 5 — вилка, 6 — здание, 7, 14— створки, 8—трап, 9— грузовая платформа, 10 — мачта, 11 — скоба, 12 — канат, 13 — рычаг, 15 — фиксатор, 16—ролики
При отсутствии электрического питания пользуются сигнальным канатом. Для взаимодействия с ним на грузонесущем органе (рис. 40, а) установлена поворотная вилка. В начале перемещения грузонесущего органа направляющая выдвижной платформы, воздействуя на упор вилки, поворачивает ее. При этом сигнальный канат, поднимаясь вверх, поворачивает подпружиненный рычаг (см. рис. 39), который взаимодействует с конечным выключателем, включенным в цепь управления механизма подъема.
Есть устройства, у которых вместо поворотной вилки устанавливают блокирующий рычаг (рис. 40, б). Такие системы удобны на подъемниках, которые оборудованы платформами 9 с распашными створками на боковых стенках ограждения.
На створке есть кулачок, который давит на плечо поворотного рычага, когда открывается створка, а конец рычага, в свою очередь,— на канат, протянутый вдоль мачты и запасованный между двумя роликами, которые закреплены в скобе.
Под действием рычага канат отклоняется от вертикали (положение каната показано пунктирной линией) и отключает за счет своего натяжения конечный выключатель, расположенный в основании подъемника и установленный в цепи управления двигателя механизма подъема.
Ловители и аварийные остановы предназначены для того, чтобы остановить падающий грузонесущий орган и удержать его от дальнейшего падения. Ловители грузовых подъемников с канатным механизмом подъема срабатывают при обрыве каната, а у подъемников с бесканатным механизмом и грузопассажирских подъемников в том случае, если скорость опускания выше номинальной.
Ловители грузовых мачтовых подъемников в соответствии с ГОСТ 29168—91 должны иметь знак приемки (маркировку) предприятия-изготовителя. На всех подъемниках устанавливают табличку, в которой указывают название предприятия-изготовителя, тип ловителя, грузоподъемность, скорость, на которую он рассчитан, год выпуска.
По характеру изменения тормозного усилия ловители бывают плавного и резкого торможения. На подъемниках применяют в основном ловители резкого торможения.
По конструкции ловители резкого торможения делятся на два типа: клиновые и эксцентриковые. Принцип действия клиновых ловителей (рис. 41) основан на заклинивании направляющей между клином, перемещающимся в направляющей колодке, расположенной на грузонесущем органе, и башмаком, установленным там же, где и колодка. Клин рычажной системой связан с грузовым канатом.
Рычажная система под действием натяжения каната стремится удержать кЛин от соприкосновения с направляющей. При обрыве каната клин под действием пружины поднимается и заклинивает направляющую.
Если ловители срабатывают от ограничителя скорости, то они приводятся в действие канатом ограничителя скорости и рычажной системой (например на грузопассажирских подъемниках МГП-1000).
Рис. 41, Схема клиновых ловителей:
1 — канат, 2 — пружина, 3 — направляющая, 4 — грузонесущий орган, 5 — рычага, 6—Клин, 7—башмак, 8— колодки
Принцип действия эксцентрикового ловителя основан на заклинивании направляющей между эксцентриком, поворачивающимся на валу, установленном на грузонесущем органе, и упорным башмаком, также расположенным на нем.
На подъемниках типа ПГМ к грузовому канату (рис. 42) прижимаются ролики находящиеся на двух концах трехплеч-ного рычага третье плечо которого связано через подпружиненную тягу с эксцентриком. При натяжении каната рьиаг поворачивается по часовой стрелке вокруг оси, преодолевая сопротивление пружины, а ролики, во время горизонтального перемещения выдвижной рамы грузовой каретки перемещаются вдоль каната. При обрыве или ослаблении последнего рычаг под действием пружины эксцентрика поворачивается, а эксцентрик прижимается к направляющей, которая заклинивается между эксцентриком и упорным башмаком.
Рис. 42. Схемы привода
В ряде конструкций подъемников с бесканатным механизмом подъема и на всех грузопассажирских подъемниках ловители приводятся в действие ограничителем скорости. На подъемнике МГП-1000 ограничитель скорости установлен на грузовой каретке, при движении которой канатоведущии шкив ограничителя скорости обкатывается относительно протянутого вдоль мачты каната, к которому для натяжения последнего подвешен груз. При срабатывании ограничителя скорости его усилие через систему рычагов передается двум клиновым ловителям, взаимодействующим с направляющими.
На подъемниках ПР-172А эксцентриковый ловитель приводится в движение от пружины, стремящейся прижать его к направляющей. Во взведенном состоянии от срабатывания эксцентрик удерживается фиксатором, от которого освобождается при срабатывании ограничителя скорости. На всех подъемниках после срабатывания ограничителя скорости отключается двигатель механизма подъема.
Ограничитель скорости представляет собой корпус, внутри которого установлен вал. На валу жестко закреплено коромысло, на котором на осях установлены сегментные грузы, соединенные между собой пружиной и планкой. На внутренней поверхности корпуса сделаны выступы. При превышении скорости грузы расходятся и зацепляются за эти выступы.
Корпус 4при этом поворачивается, освобождая фиксатор, удерживающий от срабатывания ловитель (на подъемнике ПР1-172А), либо вращая установленный на валу шкив с клиновой канавкой, который передает усилие канату, огибающему шкив 7 и приводящему в действие ловители (на подъемнике МГП-10’ОО). При установке ограничителя скорости на подъемник с канатным механизмом подъема (например на МГП-1000 или ПГП-27-500) корпус устанавливается стационарно.
При срабатывании ограничителя вал с надетым на нем шкивом Постанавливается, а при продолжающемся падении грузо-несущего органа канат, огибающий шкив и заклиненный в ручье этого шкива, воздействует через рычажную систему на ловители, приводя их в соприкосновение с направляющими.
Аварийный останов (применяется на подъемниках ДМВ-1003/100 и ПГПМ-4272) отличается от ловителя тем, что у него нет захватывающих частей, вместо них установлен конический тормоз: один конус тормоза — на валу ограничителя скорости, а второй — на корпусе. Тормоз замыкается при срабатывании ограничителя, если превышена скорость опускания.
Плавность обеспечивается комплектом тарельчатых пружин-амортизаторов. Имеются конструкции аварийных остановов, у которых вместо конического тормоза применен дисковый. В некоторых конструкциях ограничителей скорости и аварийных остановов используют дополнительные зубчатые передачи для увеличения скорости вращения рабочего органа ограничителя, что повышает его чувствительность.
Применяют также зубчатые передачи для изменения и регулирования усилия торможения.
Блокирующие и предохранительные устройства обеспечивают контроль натяжения канатов, контролируют закрывание дверей и убирание трапа в кабинах грузопассажирских подъемников. Разновидностями этих устройств являются также ограничители грузоподъемности и приспособления для аварийного перемещения кабин грузопассажирских подъемников.
Устройство для контроля натяжения канатов (рис. 44) на грузовых подъемниках ТП-17 и ТП-17А имеет ось, смонтированную на опоре в овальном отверстии. На оси установлен отклоняющий элемент (барабан), двуплечий рычаг и пластина с закрепленным на ней конечным выключателем. Двуплечий рычаг одним концом под действием пружины прижимается к грузовому канату, а другим воздействует на конечный выключатель. При ослаблении грузового каната двуплечий рычаг поворачивается и срабатывает конечный выключатель, разрывая цепь управления электродвигателя грузовой лебедки.
На подъемниках, у которых кабина или противовес подвешены на нескольких канатах с помощью балансирных устройств, натяжение каждого из них контролируется фиксацией угла поворота балансиров.
Рис. 44. Устройство, контролирующее натяжение грузового каната:1 — ось, 2 — опора, 3 — двуплечий рычаг, 4 — отклоняющий элемент (барабан), J — пластина,
При превышении заданного утла срабатывают конечные выключатели, разрывающие цепь управления электродвигателем механизма подъема.
Закрывание дверей и убирание трапа также контролируется конечными выключателями и выключающими линейками.
Устройства для аварийного перемещения кабин грузопассажирских подъемников на случай выключения тока, неисправности электрооборудования и ремонта выполняют ручным раетормаживанием тормоза механизма подъема и приводом от безопасной рукоятки (см. рис. 37, а) или штурвала. На подъемниках ПР1-172А применяют устройства с растормаживанием тормоза механизма подъема механизмом с ручным приводом для перемещения кабины (см. рис. 28, б). При работе этого механизма двигатель механизма подъема отключается.
На всех блокирующих и предохранительных устройствах в качестве исполнительных элементов используют конечные выключатели.
Средства предупреждающей сигнализации (звонки, сирены, ревуны) устанавливают внизу (на пульте управления машиниста грузового подъемника) и на грузонесущем органе при наличии подводимого туда электропитания. На некоторых подъемниках (ТП-16-1, ТП-16-2, ТП-16-3, ПГМ-7613, ПГМ-7623, ПГМ-7633 и др.) звуковые сигналы подают с этажа при помощи сигнальных канатов, протянутых вдоль мачты. На грузопассажирских подъемниках звуковая сигнализация имеет автономное питание, не зависящее от электрического питания подъемника.
Для сигнализации используют серийные приборы (сирены, звонки). На грузопассажирских подъемниках большой высоты подъема применяют громкоговоряющую и телефонную связь.
Рекламные предложения:
Читать далее: Автоматические выключатели подъемников
Категория: — Технические характеристики подъемников
→ Справочник → Статьи → Форум
Источник: http://stroy-technics.ru/article/ustroistva-i-pribory-bezopasnosti-podemnikov
Системы безопасности подъемников и обеспечение безопасной работы с ними
Подъемники – это техника, эксплуатация которой может представлять для оператора, других работников, и даже людей вокруг определенную опасность. Как правило, данное оборудование предполагает выполнение работ на высоте, порой – в заведомо сложных и опасных условиях. Поэтому, а также и по ряду других причин, необходимо внимательно относиться к технике безопасности работы с таким оборудованием, и следовать нормам и правилам ПБ 10-96-258, соответствующим именно такой технике.
В рамках этого документа можно узнать, как сами правила безопасности подъемников и вышек, так и некоторые из особенностей данного оборудования, что поможет работать с ним правильно и грамотно. Все профессиональные работники, чья деятельность связана с подъемниками, должны знать эти правила практически наизусть – так, в частности, персонал нашей компании, которая может предложить не только такую услугу, как аренда подъемников, но и людей, которые смогут грамотно и правильно работать с техникой, знает все правила и нормы уверенно, имеют соответствующий допуск.
Однако, когда речь заходит об аренде подъемников без персонала, когда арендующая компания или лицо предпочитает самостоятельно нанять людей, знания таковых могут оказаться минимальными, или даже полностью отсутствующими. А между тем, на сегодняшний день мало кто сомневается в целесообразности обеспечения безопасного труда на любой площадке, ведь в случае какого-либо происшествия весь спрос будет именно с начальства.
И потому сотрудников, работающих с новым для них оборудованием, необходимо предварительно обучать, инструктировать, а затем и тестировать, чтобы стало очевидным, стоит ли допускать их к работе с такой техникой, или же этого делать еще не стоит. Хотя, разумеется, самым целесообразным методом все равно является наем профессионалов вместе с оборудованием, ведь тогда и ответственность за безопасность ложится на чужие плечи, и работы идут быстрее.
Что должны знать сотрудники?
Однако предлагая людям к ознакомлению правила безопасности подъемников и разнообразных автовышек, не каждый работодатель знает, что именно должны узнать и выучить сотрудники, и какие выводы они должны сделать после прочтения этого довольно объемистого документа.
И потому стоит указать детально, что именно должны узнать люди, и на какие вопросы они должны отвечать после ознакомления с подобным материалом уверенно. На основе этих аспектов можно даже создать специальный тест, который позволит проверять уровень ознакомления людей с оборудованием и их готовность к началу выполнения работ при использовании подъемников.
Они должны изучить не только приборы безопасности подъемника, но и уяснить для себя множество других важных моментов.
Приборы безопасности подъемника – это первое!
Однако начнем мы именно с приборов безопасности подъемников. Рассмотреть их перечень можно в уже указанном документе касаемо правил безопасности. Необходимо убедиться, что все они имеются в подъемнике, и оператор должен уверенно показывать каждый из них, объясняя его назначение.
Что же касается перечня этих элементов, то в него входят:
- Устройства ограничения зоны проведения работ;
- Ограничитель предельно допустимого груза;
- Переговорное устройство при высоте более 23 м;
- Анемометры, также от 22 м;
- Блокиратор колена при невыставлении подъемника на опоры;
- Ориентатор люльки в ровном положении относительно горизонта;
- Определитель угла наклона;
- Эвакуатор из люльки;
- Кнопка аварийного выключения двигателя в самой люльке;
- Блокиратор подъема опор вышки, когда стрела находится в выдвинутом положении;
- Предохранитель опор;
- Аварийное спускание рабочей платформы при проблемах с ведущими системами.
Также к ним можно отнести и систему освещения, в частности, фонари на люльке. Весь этот комплекс приборов безопасности подъемника позволяет эксплуатировать подобное оборудование с минимальным риском для работников. А еще стоит отметить, что при осуществлении аренды подъемников стоит внимательно оценить и состояние приборов безопасности подъемника, чтобы избавиться от риска различных происшествий на объекте. Однако перейдем к другим важным вопросам, ответы на которые должны знать работники, берущиеся за эксплуатацию подъемников.
Полный перечень для осведомленного сотрудника
Для допуска к работе с такой техникой человек должен в идеале отлично ориентироваться в следующих аспектах:
- Детальные характеристики подъемника с учетом всех его особенностей – именно той модели, с которой ему предстоит работать;
- Собственная должностная инструкция;
- Запреты в работе и эксплуатации оборудования;
- Установка подъемника и его подготовка к эксплуатации;
- Приборы безопасности;
- Как производится управление данной техникой из люльки;
- Каким образом выбираются или выбраковываются стропы под груз;
- Правила строповки;
- Определение веса материала и общего веса всего, что загружено в люльку;
- Собственные права, обязанности.
Таким образом, для того, чтобы работать с подобной техникой, действительно целесообразно проходить хотя бы небольшой курс обучения, и донести до человека все необходимое одними только лекциями будет совсем не просто, именно поэтому краткосрочная аренда подъемников практически всегда сопровождается наймом квалифицированного и опытного персонала. И это – кроме того, что сам оператор в любом случае должен иметь необходимую квалификацию!
Вопросам безопасности всегда отводится первое место, и потому при рассмотрении перечня знаний, которыми должен владеть квалифицированный сотрудник, затронем именно данные аспекты.
В чем опасность выполнения работ при использовании подъемника
Каждый сотрудник, работающий с таким оборудованием, должен понимать, что опасных факторов в работе может быть немало. Это и подвижные элементы, различные механизмы, а также порой и сами грузы.
Это шумы и вибрации, а кроме того, к неприятностям могут привести и недостаток освещения, и значительная высота расположения рабочего места, а также технические неисправности оборудования, повышение показателей статического электричества, физические или психические перегрузки персонала, повышение напряжения в электроцепи. Все это – опасные факторы, которых следует избегать, создавая для себя безопасное рабочее место, или требуя таковое.
Когда подъемник нельзя допускать к работе
В ряде случаев с данным оборудованием запрещается работать, и такая ситуация может наступить, если, к примеру, обнаружены некоторые его технические неисправности или иные моменты. Среди таковых: отсутствие очередного технического осмотра, либо работа неаттестованного персонала. А что до технических аспектов – работать нельзя, если на металлоконструкциях заметны трещины или видимые деформации, если из гидросистемы течет масло, при проблемах с люлькой, а также и с ее ограждением. Также нельзя работать, если хотя бы один из элементов безопасности отказал или работает неисправно.
Как нужно работать в зоне ЛЭП
Подъемники нередко используют для работы с электрокабелями, и в частности, с ЛЭП, ведь они располагаются на значительной высоте, и доступ оказывается затрудненным. Работы в зоне ЛЭП относятся к категории особо опасных, они представляют особый риск, и потому выполнять их можно только с соблюдением особых правил безопасности.
При проведении работ за допуск, инструктаж отвечают: сам мастер и собственник вышки. Отмеченные в допуске условия безопасности должны соответствовать с госстандартами. Наряд-допуск не требуется, если работы проводятся в рамках линии с гибким кабелем.
Подъемник ставится не менее, чем за 30 метров от бокового кабеля. Работа сопровождается надзором лица, отвечающего за безопасность, и указывающего оператору место монтажа. Рассчитывая расстояние от стрелы подъемника и до линии электропередач, необходимо пользоваться специальными расчетами.
Безопасность рабочего в люльке
Для обеспечения безопасности рабочих в люльке нельзя допускать для погрузки в нее грузы с непроверенной массой, упаковки, из которых что-либо выпадает, карбид кальция, газовые баллоны, а также все, что не оговорено технологической картой. Материалы, которые расплескиваются и находятся в небольшой таре, грузить также нельзя.
Любые мелкие детали, приборы необходимо содержать в сумках, а сыпучие грузы или мелкоштучные элементы следует помещать в специальную тару. Все грузы, которые выходят за пределы люльки, следует фиксировать. Выпадение тары или груза должно быть исключено полностью. Общий вес людей (человека) и груза не должен превышать норму для данного оборудования.
Работник не должен перегибаться за поручень, все работы производятся стоя на полу рабочей платформы. Подставки для превышения досягаемой высоты ставить также нельзя.
Нельзя работать или выполнять поворот стрелы над людьми. Также нельзя выполнять в люльке работы, которые могли бы увеличить нагрузку на нее. При недогрузе люльки можно поднимать предметы весом не более 20 кг с земли, используя веревку, при соблюдении ТБ.
Важно, чтобы в зазор между платформой и стрелой не попали руки, одежда либо инструмент. Также нужно помнить, что расстояние от края люльки до объекта, или от головы рабочего до потолка (препятствия) должно быть не менее полуметра.
За работой людей на рабочей платформе и выполнением ими ТБ следит машинист, который постоянно должен присутствовать на рабочем месте и наблюдать также за работоспособностью и состоянием оборудования. При подъеме до 10 м машинист общается с рабочими посредством голоса, от 10 м – специальной сигнализацией, а при превышении отметки в 22 м – посредством телефонной связи.
Все эти и многие другие аспекты позволят работать с подъемниками без лишнего риска, и потому их стоит учесть. Безопасность – это очень важно, особенно – в условиях, когда неловкое движение может стоить работникам жизни.
Наш специалист перезвонит Вам в ближайшее время и ответит на них по телефону.
Источник: http://newpod.ru/info/35-sistemi-bezopasnosti-podyomnikov-i-obespechenie-bezopasnoy-raboti