Назначение и классификация АЗС

Содержание

Типы и классификация АЗС

Назначение и классификация АЗС

30.08.19

Современная автозаправочная станция – комплекс оборудования, зданий и сооружений, рассчитанный на заправку транспорта топливом и маслами. На территориях автозаправок могут находиться кафе, небольшие магазины, пункты, принимающие отработанные масла и тару от нефтепродуктов, мастерские, оказывающие услуги по обслуживанию ТС.

Азс общего пользования и ведомственные

На АЗС общего пользования осуществляется заправка автомобилей всех видов собственности. Расчет за отпущенное топливо – наличным или безналичным расчетом. Такие объекты обычно строят в местах интенсивного автомобильного движения.

Деятельность ведомственных топливораздаточных пунктов ограничивается обслуживанием транспорта определенного предприятия (или их группы). Отпущенное топливо учитывается по каждому потребителю. Располагаются ведомственные автозаправки на территории компании, транспорт которой они обслуживают. При устройстве топливораздаточных пунктов обычно используются индивидуальные возможности предприятий, на которых они располагаются.

К станциям общего пользования и ведомственным АЗС предъявляются общие требования по безопасному и удобному обслуживанию ТС.

Основные классификационные признаки АЗС

Современные автозаправочные станции в соответствии с нормативными документами (НПБ 111-98 и СП 156.13130.2014) разделяют на следующие типы:

  • Традиционные. Технологические системы этих объектов рассчитаны на заправку ТС только жидким топливом. Для хранения нефтепродуктов используются одно- или многосекционные резервуары, располагаемые под землей. К потребителям нефтепродукт поступает через ТРК.
  • Многотопливные. На таких АЗС предусмотрена заправка ТС несколькими типами топлива, среди которых бензин, дизтопливо, СУГ (сжиженный пропан-бутан), КПГ (компримированный природный газ, в том числе регазифицированный).
  • Блочные. На БАЗС предусмотрен отпуск только жидкого нефтепродукта одного или нескольких видов. Они включают подземный гидроизолированный резервуар для аккумулирования нефтепродукта и расположенную над ним топливораздаточную колонку. В комплекс входят колонна для монтажа навеса и сам навес. Руководит процессом оператор или автоматика. На БАЗС устанавливают приборы, обеспечивающие контроль над всеми параметрами нефтепродукта, наличием и количеством подтоварной воды. Имеются системы пожаротушения, работающие в автоматическом режиме. БАЗС популярны среди потребителя, благодаря функциональности, рентабельности и безопасности.
  • Модульные. Используются для заправки ТС только жидким топливом (одним или несколькими видами). Отличаются наземным расположением емкости для хранения топлива. Топливный резервуар и ТРК разнесены. МАЗС сочетают функциональность и вариативность. Благодаря модульному исполнению, можно создать заправочный комплекс, полностью соответствующий потребностям заказчика. МАЗС отличаются быстрым вводом в эксплуатацию.
  • Контейнерные. Представляют собой топливный контейнер наземного расположения, совмещенный с ТРК. В этом же контейнере располагается пульт диспетчерского управления. На современных моделях установлены вибрационные фильтры, которые очищают нефтепродукт от влаги и загрязнений. Фильтры работают без подключения к электропитанию. КАЗС размещают на оживленных туристических путях, в гаражных кооперативах, на производственных и сельскохозяйственных объектах.
  • Передвижные (ПАЗС). Представляют собой единое заводское изделие, размещенное на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе. Рассчитаны на отпуск только светлых жидких нефтепродуктов – керосина, бензина, дизтоплива. В конструкцию ПАЗС входят – цистерна-хранилище, источник автономного электропитания (электрогенератор на бензине или дизтопливе), ТРК, электронный дисплей, позволяющий контролировать количество отпущенного топлива. ПАЗС располагают в местах массового нахождения автотехники, моторных лодок, в гаражных кооперативах.
  • Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). Используются для заправки баллонов топливной системы ТС и сосудов аккумуляторов газа. Отличие АГНКС от АГЗС – комплексная обработка природного газа, поступающего по высоконапорному трубопроводу. Этот процесс включает освобождение газа от механических включений, многоступенчатое сжатие до 25 МПа с охлаждением компрессора после каждой ступени, осушение, сбор в резервуаре-хранилище, подачу в ГРК.
  • Автомобильные газозаправочные станции (АГЗС). Используются для заправки баллонов ТС сжиженными углеводородными газами (СУГ) – пропанобутановыми смесями.
  • Передвижные автомобильные газонаполнительные станции. Они применяются для заправки баллонов газовой автомобильной системы компримированным газом (КПГ). Это единое заводское изделие представляет собой совмещенный блок для доставки, аккумулирования и отпуска КПГ.
  • Передвижные газозаправочные станции. Эти единые блоки, используемые для хранения, транспортировки и заправки баллонов СУГ.
  • Криогенные автозаправочные станции (КриоАЗС). Эти системы разработаны для заправки автомобилей КПГ, который получают непосредственно на территории станции по технологии регазификации сжиженного природного газа.
  • Передвижные КриоАЗС. Представляют собой общий блок, в котором совмещены – емкость для аккумулирования, доставки, регазификации, отпуска сжиженного природного газа.
Читайте также  Классы защиты электрооборудования

Показать все

Источник: https://www.pnsk-online.ru/news/poleznaya-informatsiya/284/

Резервуары на АЗС: виды, типы, характеристика, классификация, назначение

Назначение и классификация АЗС

  >  Статьи   >  Виды и характеристики резервуаров, применяемых на АЗС

распечатать подписаться на Статьи

Виды и характеристики резервуаров, применяемых на АЗС

Резервуары на АЗС являются частью технологических линий или служат для обеспечения безопасности и удобства эксплуатации автозаправочной станции. АЗС относятся к объектам высокой опасности, поэтому к резервуарам предъявляются повышенные требования по герметичности, пожаробезопасности, соответствию экологическим нормативам. Емкости для хранения топлива в обязательном порядке оборудуются контролирующими устройствами, звуковой и световой сигнализацией, другими средствами безопасности.

Стальные резервуары для топлива горизонтального исполнения: виды и характеристики

Наиболее распространенное резервуарное оборудование, применяемое на автозаправочных станциях, — горизонтальные резервуары цилиндрической формы, изготовленные из марок стали, соответствующих предполагаемым климатическим условиям. Для умеренного климата используют нелегированные углеродистые стали обыкновенного качества марки Ст3.

Для регионов с холодным климатом — низколегированные стали 09Г2С-12 и 09Г2С-15. И Cт3, и 09Г2С относятся к низкоуглеродистым маркам, поэтому обладают хорошей свариваемостью без ограничений. В зависимости от места расположения, емкости разделяют на подземные и наземные, по конструкции — на одно- или двустенные, а также на одно-, двух- или многосекционные.

Днище может быть катаным или коническим.

Горизонтальные одностенные емкости

Одностенные резервуары используются для наземного монтажа или подземного в бетонный саркофаг. Наружная сторона конструкции обрабатывается антикоррозионными материалами в усиленном варианте. Внутренняя сторона по желанию заказчика может покрываться составами, устойчивыми к воздействию нефтепродуктов.

Горизонтальные двустенные емкости

Двустенные резервуары используется на АЗС для наземного и подземного монтажа, подходит для всех видов топлива. Наружная оболочка предохраняет внутреннюю емкость от грубых механических воздействий. Герметичное межстенное пространство заполняют азотом или термосолом. В промежутке между стенками устанавливают датчики контроля герметичности. О возникновении нештатной ситуации сообщает звуковая и световая сигнализация.

Конструкция РГД обеспечивает:

  • прием топлива через систему наполнения;
  • автоматическое перекрытие при заполнении емкости на 95%;
  • контроль уровня топлива в емкости с использованием метроштока или при помощи автоматических уровнемеров, контроль герметичности;
  • выдачу продукта по линии выдачи к ТРК;
  • газоуравнивание давления внутри и снаружи резервуара с помощью дыхательной аппаратуры;
  • возможность очистки резервуара с помощью технологических отсеков и трубопровода для удаления шлама.

Емкости выполняются с одной, двумя, тремя секциями. В многосекционных конструкциях отсеки имеют равную или разную вместимость. Отсеки разделены герметичными двустенными перегородками.

Срок службы двустенного стального резервуара составляет не менее 10 лет при условии соблюдения всех требований по безопасной эксплуатации.

Классификация горизонтальных резервуаров для АЗС, в зависимости от места размещения

Емкости, предназначенные для хранения нефтепродуктов и воды, разделяются на наземные и подземные.

  • Наземные конструкции размещают на поверхности грунта или выше уровня земли.
  • Подземные емкости располагаются таким образом, чтобы верхний уровень жидкости находился ниже планировочной отметки территории автозаправочной станции на 20 см и более. Перед монтажом емкость зачищают внутри и снаружи, внешнюю поверхность обрабатывают антикоррозионными составами. Проводят гидравлические испытания. На горловине устанавливают смотровой колодец с крышкой. Если на местности существует угроза затопления, то резервуар устанавливают на монолитный ЖБ фундамент с фиксацией стальными хомутами.

Места установки наземных и подземных аппаратов для хранения топлива должны иметь удобные подъездные пути и площадки для перекачки нефтепродуктов.

Одностенные емкости для подземного монтажа: аварийные, пожарные, для воды

Помимо резервуаров различных типов для приема, хранения и передачи топлива, на территории АЗС необходимы емкости и другого целевого назначения. Для экономии наземного пространства их устанавливают под землей.

  • Аварийная емкость, имеющая сливной трубопровод диаметром 108 мм. Обеспечивает сбор нефтепродукта, случайно пролитого на площадке для стоянки автоцистерн. Такая ситуация создается при разгерметизации сливного патрубка АЦ. Ассортимент объемов емкостей — 10, 15, 25 м3. Для изготовления обечайки и днища используется стальной лист толщиной 4 мм. Внутреннее покрытие отсутствует.
  • Резервуар для воды, оборудованный насосной установкой. Объем — 3 м3. Обеспечивает автономное водоснабжение здания автозаправочной станции при отсутствии подключения к централизованной системе. Изнутри конструкция покрывается антикоррозионным составом — эмалью «Эповин», снаружи — гидроизоляционными материалами. Надежную гидроизоляцию обеспечивают с помощью наплавляемого битумного полимера «Элабит».
  • В соответствии с нормами пожарной безопасности на АЗС устанавливаются резервуары, предназначенные для обеспечения водой для наружного пожаротушения и орошения технологического оборудования. Рабочий объем резервуаров может составлять — 25, 50, 60, 100 м3. Пожарные резервуары изготавливают из листовой стали толщиной 4 мм. Для изделий, запланированных для использования в нормальных климатических условиях, применяют сталь Ст3пс3, для регионов с холодным климатом — Ст3пс5 и 09Г2С-8. Жесткость одностенной емкости обеспечивают кольцевые диафрагмы жесткости.
Читайте также  Класс пожароопасности км5

Таблица характеристик одностенных резервуаров для аварийного пролива топлива РА

Тип РА V = 10 м3 V = 15 м3 V = 25 м3
Максимальный объем, м3 14,6 16,3 28,8
Толщина обечайки, мм 4 4 4
Толщина днища, мм 4 4 4
Масса, кг 2800 3900 4500
Рабочее давление, кгс/см2 0,2 0,2 0,2

Таблица характеристик типовых пожарных резервуаров

Тип РП РП25 РП50-2500 РП50-2800 РП 60 РП 100
Рабочий объем, м3 25 50 50 60 100
Диаметр, м 2,8 2,5 2,8 2,8 3,24
Длина, м 5,16 11,16 9,66 11,16 13,78
Высота с ТО 3,565-3,865 3,265-3,565 3,565-3,865 3,565-3,865 4,050-4350

Очистные установки для АЗС

Очистные установки — еще один вид подземных резервуаров, которые применяются на территории АЗС и обеспечивают ее соответствие экологическим нормам. К основным типам очистных сооружений относятся нефтеуловители и установки УСВ-М. Они выполняются единым стальным блоком подземного исполнения.

Специфика очистных сооружений на АЗС заключается в том, что приходится работать с водами, которые содержат большое количество нефтепродуктов. Также в них находятся механические частицы, подлежащие удалению.

После очистки поверхностных вод от песка и сепарации нефтепродуктов (флотацией или фильтрацией) стоки направляют на городские очистные сооружения или для сброса на рельеф.

Надежные, высокопроизводительные установки изготавливают из листовой стали марки Ст3. Наружную поверхность баков покрывают гидроизоляционным составом, внутреннюю — антикоррозионным. В зависимости от модели, установки обеспечивают эффективную очистку поверхностных вод со скоростью 6, 10, 20 л/сек.

Одностенные и двустенные стальные резервуары цилиндрической формы наземного и подземного монтажа — надежны, достаточно просты в установке, удобны в использовании и обслуживании, имеют длительный эксплуатационный период.

29.10.2018 Раздел Статьи

Источник: https://www.pnsk.ru/articles/vidy-rezervuarov-na-azs/

Контейнерная автозаправочная станция (КАЗС)

Под термином «контейнерная автозаправочная станция», или КАЗС, понимают заправочный комплекс, отличительной чертой которого является размещение топливного резервуара и топливораздаточных колонок в едином контейнере. Пульт диспетчерского управления также размещен в контейнере. По определению КАЗС состоят из нескольких контейнеров-хранилищ и контейнера управления и отличаются друг от друга лишь типом (емкостью) резервуаров, количество и видом раздаточных колонок и составом оборудования.

Установка на КАЗС вибрационных фильтров обеспечивает очистку моторного топлива от воды и грязи, что, в свою очередь, гарантирует защиту двигателей автомобилей потребителя. Примечательно, что работа вибрационных фильтров не требует затрат электроэнергии, поскольку процесс очистки происходит на молекулярном уровне.

Наиболее востребованы КАЗС в качестве топливораздаточных пунктов предприятий и крупных строительных объектов или временных пунктов хранения топлива.

Модульная автозаправочная станция, или МАЗС

МАЗС – наиболее популярный вариант мобильной автозаправочной станции, сочетающий высокую функциональность, присущую традиционным АЗС, и доступную стоимость. Модульное исполнение АЗС предоставляет возможность создания заправочных комплексов любой конфигурации, отвечающей предъявляемым эксплуатационным требованиям.

Конструктивное исполнение МАЗС характеризуется разнесением контейнера-хранилища и топливораздаточных колонок, выполненных в виде единого заводского изделия. Производители предлагают модульные заправки, рассчитанные на несколько (до четырех включительно) видов жидкого моторного топлива.

Основными преимуществами МАЗС считают:

  • отсутствие привязки к земле, что, в свою очередь, освобождает от подготовки территории для размещения;
  • быстрый ввод в эксплуатацию, обусловленный высокой степенью заводской готовности;
  • наличие двух вариантов исполнения (сокращенный и расширенный);
  • позиционирование в качестве мобильной емкости избавляет от необходимости согласований;
  • высокий уровень безопасности (двустенные резервуары) и экологическая надежность;
  • простота обслуживания, обуславливающая минимум штатного персонала.

БАЗС – это единая конструкция, используемая для наполнения, длительного хранения и раздачи топливных продуктов. Главной особенностью блочной станции служит подземное размещение резервуаров и надземное размещение топливораздаточных колонок. Она (станция) приспособлена для одновременного нахождения трех видов нефтепродуктов (автомобильных бензинов различных марок и дизельного топлива).

Читайте также  Класс надежности электроснабжения

Конструкция БАЗС представляет собой совокупность двустенного гидроизолированного резервуара, моноколонны для навеса и самого навеса.

Управление блочными автозаправочными станциями осуществляется, как оператором, так и автоматически, в режиме автономного налива. Электронное оборудование, установленное на БАЗС, позволяет осуществлять контроль плотности, температуры, объема и уровня нефтепродуктов, а также уровня подтоварной воды.

Кроме того, блочные автозаправки оборудованы системами автоматического пожаротушения, уничтожающими источник возгорания.

Блочные, впрочем, как и модульные АЗС пользуются особенно высокой популярностью у потребителя благодаря уникальности своих экономических характеристик – рациональности и рентабельности.

Передвижная АЗС

ПАЗС – это, не что иное, как специальный грузовой автомобиль, предназначенный для обеспечения потребителя светлыми нефтепродуктами (керосин, дизельное топливо, бензин), плотность которых не превышает 0,86 грамм на сантиметр кубический, в районах с низкой плотностью АЗС. Основной функцией передвижных АЗС является транспортировка и дозированная раздача моторного топлива.

Стандартная комплектация передвижных заправочных станций включает:

• цистерну-хранилище топлива;

• автономный источник питания (бензиновый или дизельный генератор);

• топливораздаточную колонку;

• система раздачи топлива, оснащенная электронным дисплеем, отображающим расход топлива.

ПАЗС незаменимы в местах крупных стоянок автотранспорта, на трассах популярных туристических маршрутов, на строительных площадках и сельскохозяйственных угодьях. Успешно применяются они при проведении ремонтных работ на технологическом оборудовании стационарных АЗС. Диапазон рабочих температур ПАЗС достаточно широк и расположен в промежутке от 400С до — дозированная 400С.

Газовые АЗС, или автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС)

Функциональное назначение АГНКС заключается в организации заправки транспортных средств альтернативным топливом, в качестве которого используют компримированный (сжатый до жидкого состояния) природный газ.

Главное отличие АГНКС от газовых АЗС обычного типа, осуществляющих исключительно реализацию моторного топлива, заключается в комплексной обработке, поступающего по газопроводу природного газа.

Технологический процесс обработки состоит из следующих операций:

  • Очистка сырьевого газа от механических примесей и капельной жидкости посредством системы фильтров и сепараторов.
  • Коммерческий замер объема газа.
  • Многоступенчатое сжатие (компримирование) газа до 25,0 МПа, сопровождающееся обязательной процедурой охлаждения компрессорных установок после каждой ступени.
  • Осушка газа в специальном блоке.
  • Аккумулирование в емкостях-хранилищах (P=25,0 МПа).
  • Подача в газозаправочные колонки для реализации под давлением 20,0 МПа.

Современная сеть формируется из АГНКС нескольких основных типоразмеров (за единицу измерения принята производительность станции, выраженная в условных заправках в течение суток):

— стационарные – 500;

— блочно-контейнерные – 250;

— модульные блочно-контейнерные – 125;

— гаражные – 75.

Источник: https://vipwash.ru/azs/tipy-i-klassifikatsiya-azs

Назначение и классификация АЗС — Портал по безопасности

Назначение и классификация АЗС

  • 1 Резервуары на АЗС: виды, типы, характеристика, классификация, назначение
  • 2 Типы и классификация АЗС
  • 3 1.3 Классификация и назначение АЗС
  • 4 Как устроена автозаправочная станция (АЗС)
  • 5 Резервуары для АЗС: виды, применение, классификация
    • 5.1 Объём резервуаров
    • 5.2 Виды резервуаров
  • 6 Виды автозаправочных станций

  >  Статьи   >  Виды и характеристики резервуаров, применяемых на АЗС

распечатать подписаться на Статьи

Виды и характеристики резервуаров, применяемых на АЗС

Резервуары на АЗС являются частью технологических линий или служат для обеспечения безопасности и удобства эксплуатации автозаправочной станции.

АЗС относятся к объектам высокой опасности, поэтому к резервуарам предъявляются повышенные требования по герметичности, пожаробезопасности, соответствию экологическим нормативам.

Емкости для хранения топлива в обязательном порядке оборудуются контролирующими устройствами, звуковой и световой сигнализацией, другими средствами безопасности.

Типы и классификация АЗС

Автозаправочной станцией, или АЗС, называют комплекс зданий (сооружений), основным функциональным предназначением которого служит заправка транспортных средств моторным топливом, маслами и спецжидкостями. Современные АЗС классифицируются по нескольким характеристикам:

  • конструктивное исполнение (блочные, модульные, контейнерные, передвижные);
  • размещение резервуаров (надземное, подземное, на транспортном средстве);
  • расположение на местности (городские, дорожные, сельские, речные);
  • назначению:

— ведомственные, или пункты заправки топливом крупных предприятий, обладающих значительным количеством транспортных средств (автомобилей, тракторов, дорожной техники и т.д.), обеспечивающие им (предприятиям) независимость от централизованных поставок моторного топлива;

— общего пользования.

Различие в конструктивном исполнении сильнее, нежели иные характеристики, влияют на функциональные возможности автозаправочной станции, что требует более детального рассмотрения данного принципа классификации.

КАЗС

МАЗС

Блочная заправка

Передвижная АЗС

АГНКС